В детский сад – с ваучером

Опубликовано: 17.10.08

Каждый выбирает для себя – детский сад иль няню…

В городе проживают четырнадцать тысяч дошколят. Все семьи, в которых они воспитываются, имеют право на получение услуги дошкольного образования.

Что сейчас

1) Получить эту услугу можно только при устройстве ребенка в детское до-школьное учреждение. Детские сады посещают около девяти тысяч детишек, еще пять тысяч воспитываются дома, то есть семьи в этом случае лишены возможности реализовать свое право.

2) Муниципальные комбинаты финансируются из городской казны приблизительно в равной пропорции независимо от того, сколько детей их посещают и насколько родители довольны работой того или иного учреждения. В среднем город оплачивает около восьмидесяти процентов затрат на содержание муниципальных детских садов, остальные двадцать – родители (доплата в зависимости от категории садика составляет от 700 до 1000 рублей). Частные комбинаты вообще не дотируются из бюджета.

Что будет

Как уже говорилось выше, в 2009 году финансироваться будет не детское учреждение как таковое, а дошкольная образовательная услуга, которую предоставляет горожанам муниципалитет. Деньги уже не будут перечисляться в детские сады напрямую из бюджета, а станут поступать в них опосредованно, через родителей детишек. Для этого предполагается выпустить в обращение специальный ваучер (сертификат), стоимость которого, как предполагается, будет на восемьдесят процентов «покрывать» стоимость услуги дошкольного образования. Ваучеры распределят среди всех семей, в которых воспитываются дошколята. Родители вправе распорядиться сертификатом по своему усмотрению. Они могут отдать его в любой из понравившихся им муниципальных детских садиков и, соответственно, устроить туда ребенка, могут отдать предпочтение частному дошкольному учреждению (правда, в этом случае доплата, которую должны вносить родители, будет, вероятно, несколько больше).

В конце концов, родители могут вовсе отказаться от посещения детского комбината – оно станет лишь одной из форм получения услуги до-школьного образования.
Например, при помощи все того же ваучера горожане смогут воспользоваться услугами муниципальной няни, которые, по словам Юлии Абызовой, появятся в Дзержинске в самое ближайшее время. Причем в качестве таких надомных воспитателей могут выступать родственники ребенка, например бабушки, которые, по сути, совместят приятное с полезным: с внуком понянчатся и деньги за это получат.

Что это даст

1) Услуга будет предоставлена всем семьям, имеющим на нее право, в том числе тем, которые предпочитают воспитывать ребенка дома.

2) В социальной сфере заработают рыночные механизмы спроса и предложений, что в свою очередь должно способствовать расширению спектра услуг (так, предполагается, что помимо муниципальных нянь в Дзержинске появятся группы выходного дня, группы, в которые можно привести ребенка на два-три часа и так далее), а также повышению их качества, введению дополнительных воспитательно-образовательных программ.

Со временем произойдет естественный отбор: те детские сады, работа которых не удовлетворит потребителя, со временем закроются, комбинаты, востребованные населением, напротив, станут развиваться.

Что ждет сотрудников сферы дошкольного образования

Параллельно с переходом на подушевое финансирование канет в Лету единая тарифная сетка. Новая система оплаты труда работникам бюджетной сферы предусматривает базовый оклад, а также корректирующие коэффициенты и стимулирующие надбавки. С будущего года зарплата должна напрямую зависеть от результатов работы конкретного воспитателя и учителя (оценивать ее предстоит непосредственному руководителю), а также от работы всего учреждения. Иными словами, заработки существенно возрастут только у высокопрофессиональных сотрудников комбинатов, оказывающих качественную и потому пользующуюся спросом услугу. В результате произойдет «перетекание» кадров в востребованные у горожан детские сады, что в свою очередь еще больше повысит их популярность.

Вообще, в условиях подушевого финансирования огромное значение приобретают организаторские таланты руководителей учреждений. Фактически от их умения эффективно управлять и расходовать деньги зависит будущее всего коллектива.
Те заведующие и директора, которые не смогут проявить себя хорошими менеджерами, в новых реалиях не смогут остаться на своих местах.

Похожие процессы будут происходить и в сфере городского школьного образования.

Хотят как лучше, а что получится?

Все вышеизложенное, по признанию Юлии Абызовой, – всего лишь некая идеальная модель финансовой реформы и ее результатов, к которой надо стремиться. Идеал, как известно, недостижим в полной мере. Удастся ли городским властям к нему хотя бы приблизиться, покажет время. Думается, переходный период в любом случае станет весьма болезненным, ведь в корне меняется сам принцип функционирования российской социальной сферы.

Тем не менее, федеральные власти уверены, что финансовая реформа – требование времени, жесткая необходимость, потому что оставлять социальную систему такой, как сейчас, просто невозможно – она вызывает тотальное недовольство населения.
Нам, горожанам, остается надеяться, что крылатое выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда» на этот раз потеряет свою актуальность.

Наталья Панкратова
№42 (461)

Репортер