Куда уходят дети...

Опубликовано: 03.10.08

Перечислять подобного рода истории можно до бесконечности. В нашем обществе сложилась ситуация, что родители в силу каких-то причин просто не хотят вы-слушать своих детей и помочь им в разрешении «маленьких» сложностей. Особенно эта проблема касается девушек: в период переходного возраста им хочется тепла и понимания. И если девушка не получает этого дома, она вполне может начать «искать счастье» на стороне.

Мальчиков же, убегающих от родителей, можно условно разделить на две категории: «романтики – искатели приключений» и те, которые «на что-то обиделись».
Для «романтиков» побег из дома и бродяжничество – образ жизни, своеобразный способ самовыражения. Эти дети просто (без видимых причин) не хотят жить дома. Их манит улица, где они чувствуют себя взрослыми, независимыми и самостоятельными. Именно эти «бегуны» зачастую оказываются в долговременном розыске. Таким детям безразлично, где, как и рядом с кем жить, – в подвале, на чердаке... Это так называемые граждане мира, для которых главное – безграничная воля, безнадзорность и возможность делать все, что захочется. Естественно, родители это запрещают, потому «романтики» и бегут. Вообще, «гражданин мира» – своего рода диагноз, который ставится как детям, так и взрослым людям.

Мальчики второй категории, как правило, скрываются недолго и обычно возвращаются домой сами. Конкретная ситуация: мать не дала сыну посмотреть футбол по телевизору, он обиделся и ушел жить к другу, ничего не сказав родителям. Этот «потеряшка» от родственников особенно и не скрывался, даже продолжал посещать школу, где, собственно, и был обнаружен.

«А где я раньше был...»

Принято считать, что дети оставляют только неблагополучные семьи. Однако никто точно не сможет сказать, что же такое «неблагополучная семья».

Если в семье процветает пьянство и работать родители не хотят, понятно, что и до детей им нет никакого дела. Про таких ребятишек принято говорить, что они растут, как полынь, – без пригляда и заботы. В таком семействе могут и вовсе не заметить, что дома «кого-то не хватает». А если и обратят внимание на то, что ребенок отсутствует в течение нескольких дней, то, скорее всего, не заинтересуются его местонахождением.

Материальный же достаток совсем не является гарантом семейной идиллии. Нередки случаи, когда взрослые, занимаясь исключительно зарабатыванием денег, забывают о своих детях. Пришел усталый человек поздним вечером с работы и считает, что у него нет времени пообщаться со своим чадом. Есть родители, которые думают примерно так: «Ребенок одет, обут, накормлен – какие же у него могут быть проблемы?». А дети, чувствуя такое отношение, начинают думать, что они в семье лишние. И, соответственно, не желая быть обузой, покидают близких.

«Я прошу, забери меня, мама...»

Маленькие оборванные попрошайки, которые слоняются по рынкам, вокзалам и другим местам массового скопления народа, чаще всего являются воспитанниками детского дома. Но их внешний вид – всего лишь хитрый камуфляж, а совсем не показатель нищеты госучреждений. Дело в том, что на содержание детдомовцев выделяются определенные деньги. Явления, что все детдомовские ребята одеты одинаково, давно нет: дети вместе с воспитателями ходят на рынок и покупают одежду по своему выбору. Однако нередки случаи, когда ребята потом продают свои новые вещи за полцены, а сами ходят в поношенной и грязной одежде. Делается это опять-таки не из-за голода. Деньги, вырученные от продажи хорошей куртки, могут быть потрачены на сигареты, спиртное, клей... Есть и еще одна причина того, что маленький попрошайка старается выглядеть оборванным, грязным и голодным.

Детишки, промышляющие нищенством, – отличные психологи. Они понимают, что в таком виде у них больше шансов вызвать у прохожих жалость к себе и выпросить рубль-другой. Механизм попрошайничества примерно такой: подходит к вам ребенок, жалобно заглядывает в глаза и говорит тихим, дрожащим голосом: «Подайте на хлебушек. Папа с мамой пьют, я второй день ничего не ем...». Попробуйте предложить ему «хлебушек», на который он якобы собирает мелочь, – скорее всего, не возьмет и отойдет. Это и неудивительно: ни хлеб, ни другие продукты питания ему не интересны – нужны только деньги.

А вообще, в Дзержинске детей, которые вынуждены сами себя кормить, равно как и малолетних бомжей, нет: каждый «проблемный» ребенок состоит на учете в ОДН и так или иначе обеспечивается всем необходимым за счет государства: либо получает пособие, либо помещается в детский дом.

Группа риска

Выявить у ребенка склонность к побегу из дома крайне сложно. Порой это под силу только профессиональному психологу. Однако есть определенные особенности, заметив которые в поведении ребенка, следует насторожиться. Например, ваше чадо стало чересчур молчаливым, скрытным и замкнутым. Ребенок перестал обсуждать с вами свои проблемы, делиться впечатлениями от чего-либо, рассказывать о том, как прошел день, не спрашивает совета, как правильнее повести себя в той или иной ситуации. Или же на родительском собрании вам сообщили, что ваши сын или дочь стали агрессивны, не выполняют требования учителей и ведут себя вызывающе.
Все вышеперечисленное указывает на то, что ребенок психологически надломлен и близок к нервному срыву, последствием которого вполне может стать побег.

Простая панацея

Чтобы ваш ребенок не оставил вас, уйдя в неизвестном направлении, соблюдайте несколько несложных правил. Не отгораживайтесь от маленьких членов своей семьи, считая их проблемы детскими и несерьезными. Они, действительно, детские, но именно дети и не могут их решить. Покажите модель поведения на собственном примере – и любой самый неразрешимый вопрос станет простым и понятным.

Не ссылайтесь на то, что у вас нет времени, чтобы пообщаться с ребенком. Поверьте, оно у вас есть, его нужно просто найти. Постарайтесь понять интересы своих детей и начать жить ими».

Евгений Павлычев
№39 (458)

Репортер