Лики современной торговли

Опубликовано: 03.10.08

Все ниши заняты

Вспомним 1992 год, когда после выхода в свет закона «О свободной торговле» торговать бросились все. Наш город в этом смысле не стал исключением, тем более что после сокращения промышленных производств освободилось много рабочей силы. Самые предприимчивые начинали «раскручиваться» буквально с лоточной торговли, затем обзаводились торговыми площадями, расширяли и множили бизнес. И даже не очень успешные торговцы в те времена могли сорвать хороший куш, потому что торговля приносила скорую и легкую прибыль.

Сегодня все изменилось. Рынок торговли более-менее упорядочился. По словам начальника городского управления поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Ольги Касьяновой, почти все ниши в нем оказались заняты. Более того, как только на рынок торговли пришли серьезные конкуренты – крупнейшие сетевые компании, появилась реальная угроза благополучию маленьких магазинчиков. И немудрено: сетевики успели занять четверть сегмента городского рынка торговли по товарообороту, а значит явно потеснили кого-то. Это неоспоримый факт, подтвержденный анализом управления поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг. Однако новые небольшие магазинчики продолжают появляться в нашем городе с завидной скоростью. Так, за первое полугодие нынешнего года на первых этажах домов их открыто более сорока.

Очевидно, что их владельцы считают, что, благодаря торговле, можно, как раньше, быстро получить заветную прибыль. Между тем, по мнению Ольги Касьяновой, начинать торговлю с нуля сегодня небезопасно. Известно немало случаев, когда начинающие предприниматели «прогорели» на этом поприще. Ведь те, кто торгуют давно, за долгие годы успели упрочить свое положение: у них установились надежные связи с определенными поставщиками, определились свои покупатели.

А вот на рынках новичков не так уж много. Как сказал директор ООО «Родник» Владислав Мозжаров, резкого увеличения количества желающих начать торговать заново не наблюдается. «Старые» предприниматели покидают торговые точки на рынке, открывая их в помещениях с более благоприятными бытовыми условиями. По мнению Владислава Мозжарова, рынок насыщен и найти что-то новое в торговле трудно. Его слова подтверждены примерами из жизни, но уже на центральном рынке. Как сказала мне одна из продавцов нижнего белья, которая торгует здесь уже четыре года, раньше у нее был небольшой ассортимент товара, но доход был больше, потому что здесь – всего три аналогичные торговые точки. Сегодня их количество увеличилось почти вдвое. В итоге, несмотря на заметно возросший ассортимент, прибыль уменьшилась. А если появляются новички по аналогичной группе товаров, то кто-то из коллег по этому бизнесу «прогорает».

То же самое происходит и с торговлей продовольственными продуктами. По наблюдениям продавца, давно торгующего в молочном павильоне центрального рынка, торговые точки вновь появляются и закрываются в течение месяца, потому что покупатели постоянно приобретают съестное у одних и тех же продавцов и берут один и тот же, давно проверенный, набор продуктов.

По мнению Ольги Касьяновой, сегодня на рынке торговли способны конкурировать лишь сетевые компании. У них для этого есть все: огромные объемы продаж, серьезные вложения в материально-техническую базу, прогрессивная форма обслуживания.

И все-таки в нашем городе нашлось бы занятие для тех, кто хочет заниматься торговлей. Например, в Дзержинске нет специализированных овощных магазинов, а имеются лишь их небольшие отделы при продуктовых магазинах. Между тем, по данным управления поддержки и развития предпринимательства, овощи очень хорошо реализуются зимой. Хотя предприниматели почему-то считают эту торговлю неприбыльной. В результате она как угасла в советское время, так и не может возродиться в полной мере до сих пор. Кроме того, жители также нуждаются в небольших магазинчиках так называемой шаговой доступности, недалеко от дома. Их явно недостает на Окской Набережной, на улицах Советской, Молодежной и других.

Не очень смешные цены

В целом картина по рынку торговли ясна. И конкуренция здесь очевидна. Возникает вопрос: но где же очень смешные цены, к которым конкуренция по законам рынка должна привести? По словам Ольги Касьяновой, например, продукты питания предприниматели приобретают у одних и тех же оптовиков. Некоторых из них, например, оптовиков молочной продукции, – раз два и обчелся. Вот и получается, что средние магазины могут позволить себе лишь небольшое копеечное отличие в розничных ценах. Зато сетевики, как сказала Ольга Касьянова, могут реализовывать товар по низким ценам… за счет их производителей, с которыми они договариваются напрямую и уже в самом начале имеют хорошие скидки, потому что берут большие объемы товара. Более того, нередко в отдельных договорах прописывается, что на ту или иную группу товаров магазин будет иметь право проводить акции два раза в месяц и снижать их цену по собственному разумению. Так, получаются очень смешные цены, когда, например, мужская рубашка стоит ниже себестоимости – 130 рублей. Благодаря прямым договорам с про-изводителями, отдельная группа продуктов может стоить намного дешевле, чем в других местах. Например, по данным управления поддержки и развития предпринимательства, сегодня у сетевиков самые низкие цены на картофель.

Почему же производители в данном случае идут на кабальные условия? Да потому, что ничего другого им не остается. Большие мощности их предприятий не позволяют им реализовать товары без сетевиков, которые заняли солидный сегмент рынка торговли.

А вот бизнесмены, снимающие торговые прилавки на городских рынках, не смогут позволить себе такой роскоши. Они держатся в торговле исключительно за счет наценок, а не товарооборота. Зато у них товар более качественный. Ведь ни для кого не секрет, что только на рынке можно купить самые отборные овощи и фрукты, самое качественное мясо для первых и вторых блюд и так далее. В магазинах этого не сыскать, они все больше специализируются на продаже мясных полуфабрикатов.

На рынке уместно приобретать, например, дешевые чулочно-носочные изделия, тапочки-сланцы и прочее. А вот за одеждой и обувью сегодня стали больше ходить в магазин. Это подтвердил один из предпринимателей, торгующий обувью на рынке и в магазине, благо магазины сегодня есть разные и в ценовом отношении. Многим из бывших завсегдатаев рынка полюбились «сэконды»: там товары и дешевле, и, как ни странно, качественнее. Принято считать, что это магазины для бедных. Однако, как говорят тамошние продавцы, там нередко можно встретить и состоятельных людей, понимающих толк в качестве.

В общем, в торговле, каждый покупатель давно уже облюбовал себе место для покупок. Согласитесь нам нужны магазины хорошие и разные, на любой кошелек и любой вкус. Необходимы и рынки, за которыми навсегда останется неоспоримое преимущество продавать свежайшие, натуральные продукты. Ведь так было испокон веку. Жаль только, что через три года в нашем городе может остаться только один рынок в микрорайоне Западном.

Наталья Марфидина
№39 (458)

Репортер