Дзержинск – тема уже не «горячая» ("Репортер")

Опубликовано: 07.03.07

Но мэр Виктор Портнов сначала сделал доклад на тему городской социально-экономической жизни в прошлом и текущем годах. И потом стал удовлетворять любопытство представителей СМИ. Те, однако, явно поскромничали в количестве задаваемых вопросов.

Не будем утомлять читателей подробным пересказом того, о чем говорилось на мероприятии. Лучше, давайте вместе сравним: какой образ Дзержинска пытался создать мэр, и какой образ нарисован в представлении областных журналистов, которые расскажут о городе за его пределами.

Очередной карстовый провал, который произошел в районе завода «Корунд» в ночь на пятницу 9 февраля, напомнил нижегородцам о давней репутации Дзержинска как небезопасного места. Виктор Валентинович подлил масла в огонь, напомнив о том, как приблизительно десять лет назад под землю ушел целый цех другого дзержинского предприятия, – «Химмаш». На этот раз провал, периметром 7 метров в глубину и 30 метров в ширину, будет засыпан уже после таяния снегов. Прецедент послужил лишним поводом для того, чтобы напомнить о неблагоприятной эколого-геологической обстановке в Дзержинске. Против природы не «попрешь», но все-таки не хватает того систематического отслеживания карстовых очагов, какое велось раньше.

В информационной войне вокруг Дзержинска, как опасной зоны, опасностью карстовых провалов манипулируют реже, чем вероятностью химического заражения окружающей среды. Вероятно потому, что земля оседает реже, чем происходят выбросы. А они происходят? На давешней пресс-конференции речь об этом не зашла. И то хорошо.

Глава местной администрации подробно рассказал о том, как планируется улучшить транспортную инфраструктуру Дзержинска в текущем году. В ее развитие будет вложено более 320 миллионов рублей. Нижегородских журналистов заинтересовали источники финансирования, но тема развития не получила, потому что источники оказались стандартными – собственные средства, дотации из вышестоящих бюджетов и кредиты. Деньги пойдут на то, чтобы частично разгрузить от транспорта две основные магистрали – проспект Циолковского и улицу Красноармейскую – за счет дублирующих дорог, на капремонт некоторых улиц (насколько хватит 40 миллионов рублей), благоустройство территории кладбища и поселковых дорог. И, конечно, будет обеспечено финансирование строительства перехода через железнодорожные пути, который наконец-то свяжет Прибрежный микрорайон с центральной частью города.

Грядущие перспективы журналистов интересовали постольку-поскольку. Зато они спросили мэра Дзержинска о том, почему администрация вытесняет частных предпринимателей с рынка местных и междугородних пассажироперевозок. Виктор Валентинович популярно объяснил: частники, особенно «серые» (то есть работающие без лицензии и без согласования с местным управлением транспорта), не могут обеспечить людям той безопасности, что муниципальные перевозчики.

Состояние коммунального хозяйства в Дзержинске Виктор Валентинович оставил за рамками своего отчета. Представительница одной из областных телекомпаний не удержалась – спросила о том, что мэр Дзержинска думает по поводу суда над бывшим директором «ДЕЗа» Вячеславом Мокровым. По идее, для Портнова этот вопрос был легким, потому что подсудимый работал при предыдущей администрации, значит, с той и спрос. Действующий мэр ограничился общими высказываниями о том, что, чем прозрачнее процесс распределения бюджетных средств, тем лучше для самих же чиновников. Они, мол, прежде чем занимать ответственный пост, должны серьезно подумать: а не зачешутся ли у них руки, когда они окажутся рядом с деньгами. И если почувствуют, что руки могут зачесаться, то лучше пусть не ступают на опасный путь.

А еще в области, оказывается, наслышаны о том, что «НКС» — компания, которая занимается сбором платежей с населения за тепло и горячую воду, а также выстраивает отношения с энергетическими монополистами, действует-де агрессивными методами. Доказательств тому журналисты не привели. А Виктор Портнов мудро ушел от оценки деятельности «НКС» в гамме «белое или черное». И подчеркнул, что благодаря этой компании Дзержинск избавлен от угроз монополистов-энергетиков и необходимости изымать деньги для расчетов с «НТЭК» и Дзержинской ТЭЦ из фонда для подготовки города к зиме. На этом обсуждение коммунальной темы и закончилось.

Вот еще несколько штрихов к портрету того Дзержинска для глаз внешних наблюдателей. У муниципального транспортного предприятия «Экспресс» появилась надежда получить из федерального бюджета 91 миллион рублей, которые государство задолжало Дзержинску в качестве компенсации затрат на перевозки ветеранов, пенсионеров и инвалидов. А с 1 июля текущего года каждая семья бюджетников, в которой будет ожидаться прибавление, получит при рождении ребенка единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей. Требования к кандидатам на пособие в мэрии предъявляют менее жесткие, чем на некоторых городских предприятиях. К примеру, на Заводе герметизирующих материалов денежная помощь при рождении ребенка будет больше, аж 100 тысяч рублей. Но право на нее имеют только отцы в возрасте от 40 лет.

Виктор Портнов не скрывал, что ему хотелось бы, чтобы Дзержинск воспринимался широкой публикой как город, в котором зарплата врачей, учителей и муниципальных служащих своевременно индексируется с учетом темпов роста инфляции. В котором бюджетники вовремя и даже с опережением получают зарплату («окончаловку» за декабрь 2006-го выдали перед Новым годом). В котором управление финансов выигрывает денежные премии на то, чтобы реформировать систему муниципальных финансов. В котором городские предприятия, выполняющие муниципальный заказ, не боятся работать с мэрией. А последняя в течение 2006 года умудрилась сократить муниципальный долг с 270 до 80 миллионов рублей.

Мэр Дзержинска на протяжении всей пресс-конференции стремился подчеркнуть, что доверие к власти со стороны городских предприятий и жителей растет. Что Дзержинск намерен жить как структурная единица области и получать из областного бюджета законную помощь, но в большей мере он рассчитывает на собственные силы. Муниципальное образование хочет быть полезным области своей увеличившейся налогооблагаемой базой. Насколько все это удастся – покажет время.

Ксения Белова
№9 (375)

"Репортер"