Бюджет сигналит о бедствии

Опубликовано: 07.11.08

Главный финансовый документ города обещает быть настолько бедным, что не сможет обеспечить социальную сферу. Так, сумма финансирования здравоохранения из бюджетных средств составляет 245 миллионов 134 тысячи рублей. А планируемые расходы на зарплату и коммунальные услуги – 255 миллионов 329 тысяч рублей. Аналогичная ситуация с дефицитом ассигнований наблюдается и в других жизненно важных расходах. То есть основные параметры бюджета будущего года не позволяют сохранять существующую сеть бюджетных учреждений.

В итоге, чтобы уменьшить расходы, как явствует из доклада заместителя мэра по социальной политике Александра Козловского, городская администрация намерена принять кардинальные меры. По его информации, намечается ликвидация школы №11, слияние школ №4 и №15, а также коррекционных школ №1 и №2, сокращение сети городских библиотек, ликвидация социального детского центра «Созвездие», реорганизация действующих клубов, ликвидация детской школы искусств №4 и так далее. Кроме того, городская администрация намерена приостановить реализацию 14 социальных программ.

Депутат Анатолий Шеин предложил направить данное послание также губернатору Валерию Шанцеву и в текст письма добавить данные по бюджетной обеспеченности на душу населения. Он с возмущением заметил, что за последние три года Дзержинск был на 4-м месте по бюджетной обеспеченности, а теперь – на 21-м. Ему возразил присутствовавший на заседании депутат областного Законодательного собрания, председатель комитета по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин, который счел обращение к губернатору преждевременным. Он выразил намерение создать рабочую группу совместно с бюджетным комитетом областного Законодательного собрания, которая могла бы проанализировать параметры городского бюджета, а затем с выводами обратиться к губернатору. Валерий Осокин добавил также, что, поскольку сейчас областной бюджет уже принят, «после первого квартала 2009 года мы будем добиваться изменений в его бюджете, чтобы наша бюджетная обеспеченность была больше».

Однако народные избранники большинством голосов все же решили направить «челобитную» и председателю областного Законодательного собрания Виктору Лунину, и губернатору Валерию Шанцеву. Кроме того, было решено создать временную депутатскую комиссию по анализу межбюджетных отношений для разработки проекта изменений к областному «Закону о межбюджетных отношениях». Напомним, проблема заключается в том, что 60 процентов налогов из города уходят в область.

На этом тема «Как пополнить городской бюджет?» не закончилась. Кульминацией в обсуждении «антикризисных» бюджетных мероприятий стал вопрос об изменении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 при расчете единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Начальник управления поддержки предпринимательства, потребительского рынка и услуг Ольга Касьянова предлагала увеличить этот коэффициент на 10 процентов по бытовым услугам, чтобы пополнить доходы будущего городского бюджета. По ее информации, он не повышался три года. Она увещевала депутатов, что это совершенно не коснется цен на эти услуги, которые уже успели изрядно подрасти. Так, за последние три года цены на ремонт часов увеличились на 43 процента, на ремонт обуви (смена набоек) – на 200 (!) процентов, на стрижку в салонах – на 89 процентов, на пошив женского платья – на 89 процентов и так далее. Цены на продукты питания первой необходимости (молоко, хлеб, масло) скакнули от 60 до 214 (!) процентов. Ольга Николаевна уверяла также, что прибавка к налогу будет мизерной для предпринимателей. Например, аналогичный налог с одного обувщика. Сейчас они платят 182 рубля, а будут на 25 рублей больше – всего 207 рублей. У народных избранников сразу же возник вопрос об инфляции: откуда взяли такие цифры, ведь согласно статистике она составляет 13 процентов? На что Ольга Касьянова ответила, что реальная инфляция всегда отличается от официальной, которая определяется по определенным показателям.

В целом же ее доводы о необходимости повышения налога при расчете ЕНВД депутатов не убедили. Первым оппонентом Ольги Касьяновой стал Иван Килин. Он резонно заметил, что дополнительные налоги не гарантируют пополнение бюджета. По его мнению, эту же цель можно достичь иначе – привлечь к предпринимательской деятельности или работе в организациях, которые платят ЕНВД (потому что он зависит от количества работающих), большее количество сотрудников.

С Иваном Килиным был солидарен Владислав Мозжаров. Он сказал: «Мы одной рукой даем преференции, открывая бизнес-инкубатор, выращивая малый бизнес, а другой – подрезаем крылья тем предпринимателям, которые уже работают». Категорически не согласился с Ольгой Касьяновой депутат Илья Васянин. «Мне странно слышать, что налоги не повышались три года. Инфляция влияет на тарифы, а на налоги?..» – вопрошал он. По мнению Ильи Васянина, 10 процентов не сильно скажутся на бюджете, но само повышение налога убьет предпринимателей морально. И не только не привлечет людей в малый бизнес, но вообще их оттолкнет.
На выручку Ольге Касьяновой пришел первый заместитель мэра Алексей Хилов.

Необходимость повышения налога при расчете ЕНВД он объяснял главным образом тем, что «область спросит: что сделал Дзержинск для увеличения доходной части бюджета?». Однако и эти доводы не убедили народных заступников. Большинство проголосовало против налоговых нововведений.

Об обсуждении вопроса дополнительного финансирования в сумме 8,5 миллиона рублей на приобретение шести автобусов хотелось бы сказать отдельно. Сам по себе он благополучно, без всяких баталий, был принят. А вот сопутствующие оказались в центре внимания думцев. Так, депутат Владимир Гончаров поинтересовался, после покупки автобусов появится ли возможность пустить дополнительный маршрут по новой южной дороге, возле которой расположена детская поликлиника №10. Он сказал: «Мамы жалуются на то, что не могут туда с детьми добраться». В итоге сам же на вопрос ответил, что при обсуждении городских маршрутов в следующем году «нужно этот маршрут выставить».

Многострадальный вопрос обеспечения автобусами жителей поселков Пушкино, Бабушкино, Желнино стал притчей во языцех. Но решается он ни шатко ни валко. Очевидно, потерявший терпение от пустого сотрясания воздуха депутат Владислав Мозжаров строго спросил начальника управления транспорта и связи Дмитрия Волокушина: планируется ли в поселках пустить автобусы или нет? Местным жителям приходится добираться до города пешком, причем один переход находится возле железнодорожного вокзала, а другой – Пушкинский виадук. Дмитрий Волокушин был краток: «У меня запрет от ГИБДД на пуск автобусов». Как он объяснил позднее, чтобы их пустить, управление благоустройства должно построить тротуары в Бабушкине. В свою очередь тамошние жители должны убрать заборы, которые они вынесли прямо к дороге. Как в сказке, дедка – за репку, бабка – за дедку… а вот вытащить репку не получается. Кстати, вопрос Вячеслава Мозжарова, когда же все-таки закончатся необходимые благоустроительные работы, повис в воздухе. Никто из чиновников, работающих в управлении благоустройства, на заседание думы не пришел. Но депутат Мозжаров напора не ослабил. Он настоял, чтобы на следующем заседании этот вопрос вновь был поднят и ответ на него получен.

Его поддержал Михаил Орлов. Он попенял на то, что во время строительства моста мэр Виктор Портнов давал клятвенное обещание: маршрутки в поселках будут ходить. «Я не пойму, то ли мэр бросается словами, то ли заместители его подставляют? Вы раньше докладывали, что все можно, а теперь – нельзя», – негодовал Михаил Орлов. В итоге Дмитрий Волокушин до конца года пообещал пустить маршрутку Т-1 до конца улицы Попова. А после того, как будут выполнены работы по благоустройству, автобусы пойдут в Бабушкино и Пушкино. В результате родились два протокольных поручения депутатов Городской думы, в которых городской администрации рекомендовано до начала скоростного движения Москва – Нижний Новгород «обеспечить транспортным обслуживанием» поселки Пушкино – Бабушкино. А также в ближайшее время решить вопрос о транспортном обеспечении поликлиники №10.

С третьим «транспортным» вопросом «Почему плохо ходит второй троллейбус?» обратился Андрей Герасимов. Дмитрий Волокушин без обиняков согласился: претензии обоснованны. Причина, по которой «рогатые» не выдерживают временной интервал движения (15 минут), – в банальной нехватке кадров из-за прибавления нового пятого маршрута. Он пообещал в скором времени поправить эту ситуацию. Недавно после обучения вышла на работу первая группа водителей троллейбусов. Пополнение водителей ожидается также в конце января и в конце декабря.

P. S. Удивительно, что все вопросы
на этом пленарном заседании все-таки были рассмотрены. Ведь кворума периодически не доставало. Порой его приходится добывать по крошке и оберегать,
как хлеб в блокадном Ленинграде.

Его величество кворум всегда можно сорвать просто потому, что у кого-то
из народных избранников внезапно ухудшилось настроение, и он с вызовом покинул зал. И ничего ему за это не будет...

Наталья Марфитдина
№45 (464)

Репортер