Запоют ли романсы школьные финансы?

Опубликовано: 01.11.08

Шесть путей оптимизации

Корр.: – Похоже, законы рынка вскоре будут править бал и в российской школе…

Л. Трофимова: – Никогда прежде рыночные принципы в такой степени не влияли на систему образования. И сейчас остро встал вопрос: насколько эффективно она работает? В 2007 году президент подписал указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ», а комиссия при президенте утвердила методику этой оценки в том числе и для системы школьного образования. Нижегородское министерство образования применило ее на практике и пришло к выводу, что эффективность областной системы образования в целом невысока. И хотя дзержинское управление оказалось в результате одним из лучших (заняло второе место после Нижегородского), нам нужно приложить немало усилий по оптимизации работы системы.

Корр.: – Оптимизация с некоторых пор превратилась у нас в ругательное слово, которое прочно ассоциируется с ликвидацией учреждений… В народе поговаривают о скором закрытии пяти школ.

Л. Трофимова: – Я слышала самые нелепые слухи по этому поводу. Однозначно не соответствуют действительности разговоры о том, что какие-то учебные заведения могут закрыться еще зимой. Мы живем не календарным, а учебным годом, и любые реорганизации, начатые в это время, отрицательно скажутся на конечном результате.
Кроме того, закрыть пять школ одномоментно – значит, обрушить сеть образовательных учреждений города. Я уверена, что администрация никогда не примет подобных решений. Все, что сейчас предпринимается руководством города, – лишь в интересах учеников, педагогов, системы образования, которая будет оптимизироваться с наименьшими потерями.

В. Сахарова: – Главное, что должны понять горожане, – оптимизация работы школы и ее за-крытие – это не одно и то же. Нами разработано не менее шести вариантов оптимизации. Среди них, действительно, есть и те, которые будоражат общество, – слияние школ, их реорганизация, например, когда из одиннадцатилетки делается девятилетка, если в течение многих лет не набираются десятые классы, и закрытие учебного заведения. Но это крайние варианты, а ликвидация – самый крайний. Сначала будут использованы другие варианты.

Ю. Абызова: – Первоочередная задача реформы – научиться качественно управлять процессом обучения, достигать наилучшего результата, грамотно тратить бюджетные средства, эффективно, результативно управлять социальной сферой. В первую очередь она направлена на изменение психологии управленческого звена.

Л. Трофимова: – Прежде всего наполняемость классов должна быть максимально приближена к нормативу: в классе городской школы должно обучаться 25 человек (сейчас средний показатель по городу – 23,1), в сельской школе – 14 человек. Сложнее всего добиться этого в поселковых школах. Там норматив наполняемости такой же, как в городских школах, а детей меньше. Трудность состоит еще и в том, что класс, в котором менее 25 человек, обучать экономически нецелесообразно, а набирать большее количество детей не позволяют нормативы Роспотребнадзора. Если в школу пришли 38 первоклашек, то их и на два класса не разделишь, и в один не объединишь. Думаю, через некоторое время станет нормой ситуация, когда директора соседних школ будут договариваться между собой о каком-то перераспределении детей. В общем, задача сложная, но вполне решаемая.
Еще один вариант оптимизации – снижение численности административно-хозяйственного аппарата школы. Сейчас у некоторых директоров по пять заместителей. Я понимаю, что замы – тылы руководителя, но вряд ли подобное формирование штатного расписания можно назвать эффективным.
Еще один способ снизить издержки – более эффективно использовать помещения школ. Мы дали управлению по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта список учебных заведений, готовых разместить на своей территории библиотеки, клубы. Школа №18 отдала целый блок под школу искусств.
Надо предпринимать меры по повышению конкурентоспособности образовательного учреждения. Необходимо исходить из запросов потребителя. Сегодня в школе гуманитарный профиль, а через год директор должен открывать естественно-математический, если именно на него появился социальный заказ.

Кто-то успешен, а кто-то не очень

Корр.: – Ирина Симоновна, вы директор школы, у которой проблемы с наполняемостью. Как планируете выживать?

И. Корелова: – Рациональное использование школьных площадей – одна из основных возможностей для нас снизить расходы. Честно скажу, что информация о подушевом финансировании сначала меня встревожила, потому что наполняемость школы №33 невысока – 485 детей при плане почти 800 учеников. Но я планирую сделать школу центром внешкольной работы нашего района, в котором могли бы разместиться клубы. Кроме того, рядом с нами расположен филиал библиотеки, который занимает две квартиры в доме по улице Щорса. В школе есть аналогичный по площади кабинет, в который можно переместить библиотеку. У нас есть возможность сделать для ее посетителей отдельный вход.
Я оптимизирую штатное расписание: уберу из него несколько ставок. Думаю, зарплата учителей в результате повысится. В крайнем случае у нас есть возможность укрупнить классы, хотя это очень болезненный процесс.

Корр.: – А переманивать детей из других школ за счет новых образовательных услуг не планируете?

И. Корелова: – Повышать рейтинг за счет новых программ мы, конечно, будем. Например, мы заключили договор с желнинской церковью и создали экспериментальную площадку по духовно-нравственному воспитанию детей. Но есть школы, которые изначально, в силу своего местоположения, проигрывают остальным. Школа №33 находится на улице Щорса. Половина горожан даже не слышала, что такая существует. Я не знаю, какие образовательные программы надо предложить, чтобы кто-то стал возить сюда ребенка, например, из центра города. К нам не ходит транспорт, до ближайшей остановки – 10-15 минут ходьбы. Для нас главное условие выживания – оптимизация расходов.

А. Козловский: – Сейчас перед директорами поставлена задача – разработать программу развития образовательного учреждения. Те педагогические коллективы, которые сумеют найти свою нишу на рынке среднего образования Дзержинска, правильно оценить свои возможности, внешние условия, сконцентрировать усилия на выполнении плана, будут успешными. Те же, которые не сумеют этого сделать, со временем станут терять позиции. Тогда администрации придется принимать какие-то меры, чтобы финансовые проблемы школы не отразились на учениках.

Ю. Коченова: – Когда появятся первые признаки постепенного угасания школы, руководитель управления образования, который является направляющей, организующей силой, должен разобраться, в чем проблема, – в управленце, территориальном расположении, чем-то другом.

А. Козловский: – Как уже говорилось, в нашем распоряжении шесть видов оптимизации сети средних образовательных учреждений, мы будем ими активно пользоваться.
И я не думаю, что администрация будет спасать от ликвидации каждое муниципальное образовательное учреждение, даже совершенно не пользующееся спросом у населения. Возникнет рынок образовательных услуг. Кто-то добьется успеха в условиях конкуренции, кто-то нет.

Через четыре года здесь будет школа-центр

Корр.: – Давайте вернемся к теме переселения клубов в школы. Многие сотрудники клубов не горят желанием менять прописку и приводят аргументы в защиту своей позиции, например, такой: после школьных занятий детям психологически важно сменить обстановку, попасть в другие стены. Недаром же клубная работа называется внешкольной. Да и руководители общеобразовательных школ по-разному относятся к клубной работе – это ведь дополнительная нагрузка...

А. Козловский: – Во многих других городах образовательные центры уже успешно работают. В некоторых наших школах имеются свободные площади, почему не разместить в них те клубы по месту жительства, которые сегодня располагаются в помещениях, совершенно не приспособленных для занятий с детьми? Это целесообразно не только с экономической точки зрения.
Администрация сделала директорам предложение: выбирайте те клубы, деятельность которых будет соответствовать специализации вашей воспитательной программы. Это должно быть обоюдовыгодное сотрудничество. Переехав в школы, педагоги дополнительного образования, которые останутся сотрудниками муниципального учреждения «Созвездие», не должны существовать сами по себе. Им предстоит органично интегрироваться в тот воспитательный процесс, который идет в школе. Между ними и руководством образовательного учреждения должно быть налажено тесное взаимодействие, направленное на реализацию школьной воспитательной программы.

А судьи кто?

Корр.: – Муниципалитет будет выписывать задание на оказание образовательной услуги, которое предусматривает не только определенный объем финансирования, но и качество услуги.

Ю. Коченова: – Да, деньги вкладываются в конечный результат.

Корр.: – Кто этот результат будет оценивать? Если сотрудники системы образования, то нет ли опасности завышения оценок? Например, не запретят ли учителям ставить плохие отметки ученикам?

В. Сахарова: – Такой опасности нет. Действительно, существуют критерии качества образования, одним из них являются оценки, которые выставляет учитель ученикам. Но они должны совпадать с оценками знаний школьников, которые выставляют, например, специалисты управления образования во время проверок. Учитель будет получать стимулирующие доплаты за объективность оценки. И это неслучайно. Родитель должен быть уверен в знаниях своего ребенка, которые являются универсальными. Это и называется качественным образованием.

Ю. Абызова: – Администрация будет проводить опросы общественного мнения, отслеживать, как часто жители пользуются сайтом школы в интернете, как часто этот сайт обновляется, какая информация туда вносится, какие мероприятия проводит школа, чем она живет, и на основе полученной информации составлять рейтинги учебных заведений. Таким же образом оценить работу школы могут и родители.
Качество услуги может отслеживать не только ее заказчик – муниципалитет, но и потребитель, ведь она оплачивается в том числе и за счет тех денег, которые мы перечисляем государству в виде налогов. Налогоплательщики вправе требовать качественную услугу.

Помощь – дело добровольное

Корр.: – Не секрет, что уже много лет школы компенсируют недостаток бюджетных денег родительскими. Реформа изменит этот «принцип финансирования»?

Ю. Абызова: – Спонсорская помощь школам существует везде, надо только облечь ее в цивилизованную форму. Мне понравилось, как эта проблема решается в южном округе Москвы, где создан фонд для добровольных пожертвований на социальную сферу. И учетная политика, и программные продукты там осуществляются с помощью самых современных технологий. Там не принято встречаться с родителем и говорить ему: столько-то рублей надо на ремонт, столько-то – на охранника и уборщицу и так далее.
Если родитель желает материально поддержать учреждение, он просто подходит к банкомату и перечисляет ту сумму денег, которую считает нужной. При этом не указывается, кто он, – Иванов, Петров, Сидоров… лишь школа и класс.
Пожертвования должны быть добровольными, у родителей должна возникнуть соответствующая мотивация, которая появится, если они будут довольны качеством образования, если будут уверены, что о ребенке в школе заботятся, принимают участие в его судьбе и воспитании.

Л. Трофимова: – У нас в городе тоже практикуются цивилизованные формы пожертвований, например в школе №2. Родители, желающие оказать школе финансовую помощь, перечисляют деньги на специальный счет. И директор может использовать эти средства только с разрешения попечительского совета. Были случаи, когда совет отклонял предложения директора относительно использования денег.

Школы будущего

Корр.: – Как общеобразовательные школы изменятся лет через десять-пятнадцать, чем они будут отличаться от нынешних?

Ю. Коченова: – В школах появится управленческий менеджмент. Директор сможет самостоятельно управлять учебным заведением. Будут приниматься принципиально новые управленческие решения, о которых мы сейчас даже не знаем, появятся идеи, которые никому еще не приходили в голову.

А. Марков: – Я не исключаю, что некоторые школы, расположенные по соседству, будут объ-единяться на совершенно добровольной основе, создавая учебные комплексы, центры.

И. Корелова: – Идея создания учебных комплексов родилась не сегодня. Например, ранее существовали центры начального образования, кстати, очень популярные у родителей. Может, нечто подобное появится снова, только на иной основе – более качественной, современной, с инновационным подходом.
Очень надеюсь, что в школу придут молодые специалисты с новыми идеями. Не секрет, что сейчас они в большом дефиците.

А. Козловский: – Но сначала их надо воспитать. А это процесс длительный.

Ю. Абызова: – Я не согласна. Сознание у молодежи меняется очень быстро. Наши дети на нас уже совсем не похожи. А если поменяется еще и бытие, на что и направлена реформа, то изменение менталитета людей будет еще более стремительным.

И. Корелова: – Качество образования должно повыситься. Дело не только в конкуренции. Меняется еще система оплаты труда: в зарплате будет присутствовать стимулирующая часть. Для того чтобы заработать много баллов по этой системе, учитель должен быть открыт новому – участвовать в инновационных программах, применять здоровьесберегающие технологии...

А. Козловский: – В России три года проводится реформа системы среднего образования. Подушевое финансирование – только один из ее элементов. Вообще, разработчики реформы делают ставку на более индивидуальное, специализированное, профильное образование. Родители ребенка должны будут рано определиться с его будущей специальностью.

И. Корелова: – Содержание образования наверняка изменится, поэтому типы и виды школ тоже будут меняться, но, думаю, останутся и общеобразовательные.

Ю. Абызова: – Школы будут всякие, востребованные своей группой потребителей, потому что люди разные, у них разные потребности и возможности. Будет выбор.

Корр.: – А по-моему, в ближайшее время право выбора не особо расширится. Существуют элитные школы, в которые не так-то просто попасть, и обычные. Из их числа и придется выбирать потребителю, не обремененному толстым кошельком и высоким социальным положением.

Ю. Абызова: – Это неправда, что весь город хочет учиться в двух-трех известных школах. Самая высокая наполняемость сейчас в школе №27 – 111%.
В нашем городе есть школы, которые в свое время заработали брэнд и сейчас его просто поддерживают. Не факт, что там образование качественней, чем в других учебных заведениях. Когда будут обнародованы рейтинги школ, составленные мэрией, стереотипы начнут меняться.

А. Марков: – Более того, существует опасность, что руководство популярных школ может пойти по пути максимального получения денег, забыв о качестве образования. Не исключено, что из этих учебных заведений начнется постепенный отток учителей, потому что зарплаты у них будут не самыми высокими.

Корр.: – Очень уж благостная картинка получилась, какая-то нереальная…

Ю. Абызова: – Проблемы поначалу будут, и, я думаю, немалые, причем у всех – у заказчика образовательной услуги, исполнителя, потребителя. Но их нужно просто решать.

Наталья ПАНКРАТОВА.
№44 (463)

Репортер