Илья Поляшов: «Будущее России – за местным самоуправлением»

Опубликовано: 27.10.08

– Сокращение количества депутатов, работающих на постоянной основе, не назову полезным. Да, сэкономили деньги на зарплатах, но, вместе с тем, представительная власть, по сути, была выбита из системы политических взаимоотношений.

Политика – это профессия, и ей нужно заниматься профессионально. У нас же сейчас абсолютное большинство народных избранников вынуждено совмещать депутатство со своей основной работой. В результате не все думцы, как мне кажется, достаточно глубоко вникают в нюансы нормотворческой деятельности, у них на это просто не хватает времени. И эту проблему я считаю одной из основных в работе Городской думы четвертого созыва. Хотя, должен заметить, на фоне других Городских дум, земских собраний области дзержинская Дума выглядит очень неплохо. В целом наши депутаты хорошо исполняют свои обязанности.

– Треть думцев нынешнего созыва была избрана по партийным спискам. Не секрет, что депутаты-одномандатники имеют гораздо большую свободу при принятии решений, а партийная вертикаль не в последнюю очередь вводилась для того, чтобы сделать народных избранников более управляемыми. Как сказалось это нововведение на работе нашей Думы?

– У новой избирательной системы есть и положительные, и отрицательные стороны. Позиция депутатов стала более-менее предсказуемой, позволяющей предугадать, каким образом будет развиваться ситуация. Думаю, это неплохо. Кроме того, партийные депутаты более дисциплинированны, чем депутаты-одномандатники, – они реже пропускают заседания комитетов и Думы.

Безусловно, есть опасность того, что на партийных депутатов может оказываться давление со стороны руководства партии, что решения политсовета будут подменять собой решения думских партийных фракции, хотя Конституция это запрещает. Однако для дзержинской Городской думы эта проблема пока неактуальна. Например, на заседаниях самой многочисленной фракции «Единая Россия» происходят очень жаркие дискуссии, порой доходящие до серьезных баталий. Депутаты-единороссы часто голосуют индивидуально.

– С вашей точки зрения, как может развиваться система представительных органов городов и районов в дальнейшем? Некоторые эксперты считают, что судьба местного самоуправления в России под вопросом.

– До тех пор, пока руководство страны будет считать Россию европейской державой, пока у него будет сохраняться желание хорошо выглядеть в глазах Запада, местное самоуправление в России не исчезнет. Хотя складывается впечатление, что ОМС (органы местного самоуправления), действительно, мешаются под ногами у органов государственной власти: они имеют свое мнение, иногда выступают против инициатив, идущих сверху.

Не исключено, что местное самоуправление ждут какие-то трансформации. Как сказал один эксперт, если до 2004 года российская власть приспосабливалась к существующему в стране законодательству, то потом стала приспосабливать законодательство к своим нуждам. Поэтому полномочия местных депутатов, способы их избрания могут меняться.

Вообще, я уверен, что будущее России за развитым и экономически обеспеченным местным самоуправлением. При желании, конечно, можно выстроить властную вертикаль от президента до слесаря-коммунальщика, но что хорошего из этого получится?

Две стороны депутатства

– Политика считается делом грязным. За двенадцать лет депутатской работы не разочаровались в ней?

– В политике, в частности в депутатской деятельности, как и в любой другой, есть и белое, и черное. Только контраст между ними слишком уж резкий. С одной стороны, нормотворчество – очень нужная и интересная работа, с другой – в ней не обходится без кулуарных интриг, которые в немалой степени влияют на принятие решений. Когда я только собирался избираться в Думу, догадывался о наличии второй – темной – составляющей, однако, честно говоря, не представлял ее масштабов. Но о своем решении не пожалел.

– Чему же научил вас опыт политической работы?

– Тому, что обязательно нужно занимать четкую позицию относительно той или иной проблемы и отстаивать ее. Нельзя просто плыть по течению и действовать как флюгер – куда ветер подул, туда и повернулся. Наверно, это удобно, но век политика, который ведет себя таким образом, короток. Должен быть некий стерженек, который не даст согнуться и сломаться.

А еще политика научила искать компромиссы. Я понял, что когда идут споры, не всегда нужно упираться, быть категоричным, протестовать. Гораздо целесообразней в процессе конструктивного обсуждения помочь оппоненту немного по-другому взглянуть на проблему, подтолкнуть его к тому, чтобы он сам изменил свое мнение. В противном случае можно остаться в меньшинстве и никак не влиять на принятие решения.

– Илья Александрович, как оцениваете свои политические перспективы?

– Степень моей прогибаемости недостаточна для того, чтобы быть политиком высокого ранга в России XXI века. Думаю, перспективы политического роста у меня сомнительны.

Наталья ПАНКРАТОВА.
№43 (462)

Репортер